Вопрос: Возможно, ли с помощью онлайн-опроса оценить позиции и шансы кандидата, который претендует на место в законодательном или исполнительном органах власти?
(г. Уфа)
Ответ: Преимуществом метода онлайн-опроса является возможность быстрого получения информации в сети Интернет в режиме реального времени, а также простая и удобная для участника форма проводимого анкетирования или виртуального голосования, которое стало в период последнего времени широко применяться в ходе избирательной кампании. Однако данный метод проведения социологического опроса путем голосования не дает полную картину отношения избирателей к конкретному кандидату (кандидатам), претендующему на выборные государственные должности в законодательный или исполнительный орган власти, политической партии. Общая картина онлайн-опроса строится на ответах ограниченного количества пользователей сети Интернет, которых в большинстве случаев можно отнести к пассивным избирателям. Стоит отметить, что в онлайн-опросе участвует, как правило, узкая группа пользователей конкретного сайта, не представляющая широкие слои избирателей.
Не стоит также забывать, что онлайн-опрос, к примеру, по отношению к кандидату в законодательный или исполнительный орган власти, не учитывает географическое расположение пользователя сети Интернет как потенциального избирателя. Пользователь в ходе онлайн-опроса может виртуально проголосовать за кандидата, политическую партию, не находясь и не проживая на территории, где проходит избирательная кампания, и не являясь потенциальным избирателем данного избирательного округа.
Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, который может существенно повлиять на онлайн-опрос или голосование в режиме реального времени в сети Интернет.
В практической деятельности нам приходилось сталкиваться с различными политическими технологиями при задействовании сети Интернет в ходе избирательной кампании. В результате онлайн-опросов на разных сайтах один и тот же кандидат может быть как лидером, так и аутсайдером избирательной кампании. Поэтому, воспринимать данную методику социологического исследования как фактор, позволяющий оценить реальное процентное соотношение предпочтений избирателей в отношении участников избирательной кампании, проблематично. Не стоит забывать, что итоги онлайн-опроса, анкетирования (если они размещаются на сайте), не позволяют на их основе делать какие-либо общие выводы.
Ведущий специалист в области политических и
избирательных технологий. Социолог.
Бэлла Владимировна Гартвиг.